Траурные церемонии в СПб

Оформление собора в дни траурных церемоний






Оформление собора в дни траурных церемоний

К оформлению собора для похорон "Печальная комиссия" привлекала многих известных архитекторов и художников. Среди них Д. Трезини, М. Земцов, А. Вист, А. Кокоринов, В. Бренна, Дж. Кваренги, О. Монферран и другие. В ведении архитекторов было не только оформление интерьера, создание катафалка и балдахина, но и подготовка могилы к погребению.

К сожалению, сохранилось ничтожно мало изображений собора во время траурных церемоний XVIII века. Существующие описания современников позволяют все же представить облик храма в те дни.

Так, во время похорон императрицы Анны Иоанновны в 1740 году "в фонарике купола соборной церкви было  сделано облако, из которого исходил луч славы, осенявший золотой надгробный балдахин. У катафалка, на котором был поставлен гроб, стояли четыре женские статуи. На стенах церкви развешаны медальоны, надписи, мертвые головы, гербы провинций и фестоны из черного крепа, на которых  блестели слезные капли". Подобные "слезные капли" были и на черных занавесях, бывших у окон и дверей. "На главном карнизе церкви были поставлены лампады, урны и , по римскому и греческому обычаю, горшки со слезами. Вдоль церкви было расставлено восемь статуй. Они изображали  добродетели ее верноподданных, удрученных тяжкой скорбью. Одна представляла жену, которая держала левой рукой на груди младенца, а правой вела смотрящего на нее отрока. У ног ее была наседка, покрывающая крыльями цыплят. Статуя эта в общей своей совокупности должна была знаменовать искреннюю любовь верноподданных. Другая статуя, находившаяся прямо против царских врат, изображала жену, у которой на челе, вместо повязки из драгоценных камней, было сердце, а при ногах ее молодой журавль принимал старого и бессильного на свои крылья. Статуя эта означала непритворную верность россиян к скончавшейся государыне "

Создатель Исаакиевского собора Огюст Монферран оформлял собор четыре раза: для похорон Александра I и Николая I, императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны. Во время похорон императрицы Марии Федоровны в 1828 году катафалк "  состоял из двух пирамид, жарко посеребренных и украшенных спереди вензелем Ее Императорского Величества, составленным из листьев иммортелей и поддерживаемых кипарисными гирляндами, перемешанными с печальными урнами. На вершине сих пирамид блистала звезда, окруженная лучами и эмблемою бессмертия. Двенадцать пьедесталов, в виде древних гробниц, из белого мрамора были расположены около катафалка. На них возвышались колоссальные треножники, в которых воскурялся фимиам и горело множество свечей. На куполе изображены парящие херувимы, а около катафалка стояли восемь ангелов с опущенными факелами в одной руке и с кипарисовыми ветками в другой. Балдахин состоял из малинового бархата с золотыми орлами, а по ступеням, покрытым черным сукном с серебряным галуном, расположены были в два ряда золотые канделябры "

@deco114.jpg (25757 bytes)     Проект катафалка и балдахина в Петропавловском соборе для похорон императора Александра I. Архитектор К. Росси. 1826

В Печальную комиссию было представлено два проекта оформления собора, составленные К. Росси и О. Монферраном. Для Петропавловского собора был утвержден проект Монферрана. Росси же было поручено оформление Казанского собора, где первоначально был выставлен гроб с телом для прощания. По описанию того времени, "катафалк в Казанском соборе представлял собой храм Славы, блестящий как аркая звезда среди полуночи " На колоннах, обитых черным сукном, помещены гербы русских городов. Балдахин завершается золоченой императорской короной, поддерживаемой двумя летящими ангелами.

Если до отпевания гроб с телом стоял в соборе несколько дней, то в него открывался свободный доступ для прощания. Осуществлялся он по графику. Так, во время похорон Николая I с четырех часов ночи до восьми часов утра в собор впускались войска, с восьми утра до двенадцати дня   учебные заведения, с двенадцати до двух доступ был закрыт, так как шла панихида в присутствии императорской фамилии. С двух до четырех часов дня в собор пускались лица первых шести классов по именным билетам Печальной комиссии, с четырех до семи вечера   люди разного звания. Затем в течение двух часов шла панихида в присутствии императорской фамилии, и впуска не было. С девяти вечера до двух часов ночи впускались лица разного звания. С двух до четырех часов ночи собор был закрыт.

Иногда открывался свободный доступ в собор и после погребения. В 1826 году, после похорон Александра I, император Николай I повелел в течение пятнадцати дней беспрепятственно пропускать в собор всех желающих "как для поклонения гробнице, так и для траурного убранства. По истечении сего времени вход в собор должен быть запрещен  до приведения церкви в прежний вид". Обычно же после похорон собор закрывался, траурное убранство разбиралось, а материалы от него шли на облачение священнослужителям, в монастыри и на раздачу бедным. Так, после похорон Александра I было решено "верхние тумбы на катафалках отдать для обращения их под плащаницы  Лесные и прочие мелочные материалы и вещи продать и вырученные деньги раздать бедным". После похорон Екатерины II материалов было продано на шесть тысяч девятьсот сорок три рубля, после похорон Павла I   на пять тысяч восемьсот двадцать восемь рублей.



Петропавловский собор Перечень и план захоронения императоров Церемониал императорских похорон Символы власти российских государей Хроника жизни и царствования Родственники и окружение

© "Лики России", 1998.