Траурные церемонии в СПб

Оформление собора в дни траурных церемоний






Траурные церемонии в СПб

Смерть и похороны члена правившей династии во многих странах издавна сопровождались особыми церемониями. В допетровской Руси царь перед смертью, как правило, принимал монашеский постриг (схиму). Когда умирал царь или особа из царской семьи, звонили в колокола и пели великий канон. Бояре и ближние люди приходили во дворец в черных платьях. Родственники прощались с усопшим, и гроб переносили в домовую церковь.

@ceremon94-95.jpg (24993 bytes)

Похороны императора Петра I. Траурная процессия. Фрагмент. Шествие духовенства и несение гербов. Неизвестный художник. 1725. В процессии принимало участие более двухсот священнослужителей.

Над преставившимся монархом (он лежал в царских одеждах, с короной на голове) священники круглосуточно читали псалтирь, вокруг попеременно стояли бояре. Между тем по всему государству в монастыри и церкви посылались гонцы, которые везли деньги для служения панихид. Они шли ежедневно в течение шести недель, кроме воскресенья. Погребения царей совершались в сороковой день после кончины. Похоронную процессию возглавляло духовенство, далее следовали ближние бояре, царская семья. За гробом шло множество народа без различия чинов и званий. Прощания с покойным при опускании гроба в могилу не происходило. Могила не засыпалась землей, а закрывалась каменной плитой.

Петр I вводит новый церемониал похорон, заимствованный, в большей своей части, из подобных церемониалов немецких княжеств. Оставив без изменения православный чин погребения, он придал церемониалу характер большей светскости, пышности и торжественности. В новом обряде монашеский постриг императором уже не принимался. По смерти его или императрицы при дворе объявлялся траур сроком на один год, великого князя или княгини   на три месяца. Дамы должны были при дворе появляться в черных платьях, мужчины   с траурными повязками на рукаве.

Для организации похорон указом императора создавалась "Печальная комиссия", которую возглавляли высшие придворные чины. Она занималась организационными вопросами, связанными с подготовкой собора к погребению, выработкой церемониала похорон и т. п.

В XVIII веке, как и ранее, коронованных особ хоронили в сороковой день (исключение составили лишь похороны императрицы Екатерины I). В XIX веке это правило не соблюдалось. В XVIII   первой трети XIX веков императоров и императриц хоронили в золотой короне. Тела их бальзамировали. Сердце (в специальном серебряном сосуде) и остальные внутренности (в отдельном сосуде) захоранивали в дне могилы за день до начала погребальной церемонии.

Гроб с телом стоял обычно не в домовой церкви, а в Тронном зале Зимнего дворца. Для его оформления, а также для траурного оформления Петропавловского собора "Печальная комиссия" привлекала многих ведущих архитекторов и художников.

@ceremon96.jpg (16237 bytes)

Похороны императора Петра I. Траурная процессия. Фрагмент. Вид гроба и балдахина. Неизвестный художник. 1725

   "Гроб поставлен на великолепные, обитые черным бархатом и обложенные золотыми галунами, сани, запряженные восемью лошадьми, покрытыми черным же бархатом, на которых вышиты золотые Государственные гербы.

Над гробом пребогатый балдахин на литых серебряных с гербами древках. 60 гвардейских бомбардиров вокруг гроба с зажженными свечами 

За гробом Ея Величество Императрица в глубоком трауре, поддерживаемая князем Меншиковым и графом Апраксиным "

    
@ceremon97.jpg (16930 bytes)

Похороны императора Петра I. Фрагмент. Справа на рисунке   гроб цесаревны Натальи Петровны.

Вместе с Петром одновременно хоронили и его дочь Наталью, скончавшуюся 4 марта 1725 года.

"Балдахин несли 10 штабофицеров, покров придерживали за кисти 2 полковника.

Пред гробом цесаревны 2 маршала с жезлами, на которых были вензелевые имена Монарха. За ними Ея Высочества корона " За гробом церемонимейстеры несут государственные регалии и ордена.

В XVIII   первой трети XIX веков за день или два до начала процессии герольды, назначенные Печальной комиссией, на всех площадях города объявляли о дне и часе начала траурного шествия. В 1828 году, во время похорон императрицы Марии Федоровны, по сообщению камер-фурьерского журнала, "в двенадцать часов пополудни собрались на Адмиралтейской площади верхами чиновники, назначенные герольдами, которые были в полном мундире, имея через плечо большой флеровый шарф с белыми креповыми кокардами и флер на тех местах, где оный предписано иметь  в силу глубокого траура, и при них конвой конной гвардии и четыре трубача. Собравшись,   приехали они ко дворцу Его Императорского Величества, где пред воротами, по проигрании на трубах, один из них прочел объявление, а именно:   сего ноября тринадцатого числа назначено перевезение тела  из Зимнего Императорского дворца в Петропавловский собор, где и последует  погребение тела Ея Величества  Сие самое объявление читано было ими на площадях, знатных улицах и перекрестках, а по учинении повсюду объявлений  явились они с рапортами в Печальную комиссию".

В "Церемониале перенесения тела..." подробно оговаривался маршрут и порядок следования процессии, состав ее участников. Число лиц, принимавших участие в траурном шествии, было весьма значительным: при похоронах Петра I, например,   более десяти тысяч человек. Печатался "Церемониал..." на русском и иностранных языках, рассылался в посольства и лицам, участвовавшим в траурной процессии, с середины XIX века публиковался во всех столичных газетах.

Началу церемонии предшествовали несколько сигналов, каждый   тремя пушечными выстрелами с Санкт-Петербургской крепости. По первому сигналу все лица, участвующие в шествии, собирались в специально назначенных для этого местах. По второму   занимали места в порядке следования. По третьему   начиналось само шествие под перезвон колоколов всех церквей города и пушечную пальбу с крепости через каждую минуту, которая продолжалась до внесения гроба в собор.

Сама процессия, которая должна была подчеркнуть не только императорское или великокняжеское достоинство покойного, но и его заслуги, напоминала собой театральное действие, состоявшее из четырнадцати отделений. Во главе каждого из них шли церемониймейстер и маршал.

@ceremon101.gif (19145 bytes)Похороны императора Николая I.
Траурная процессия. Общий вид.
Рисунок А. Шарлеманя. 1855

Открывал шествие отряд конной гвардии с алебардами, обвязанными черным крепом. За ним шли литаврщики и трубачи. Последние начинали играть сразу после третьего сигнала. Далее в черных епанчах и шляпах с распущенными полями по три в ряд шли придворные кавалеры, не имевшие особых обязанностей в процессии. За ними церемониймейстеры несли знамена областей. Перед каждым знаменем двое конюших вели коня под черной попоной с гербовым щитом данной области. Далее шли два рыцаря: один в золотых латах с обнаженным мечом, верхом на коне, другой   пеший, в черных латах, с обнаженным мечом, опущенным вниз (в этом усматривалась аллегория жизни и смерти, радости и горя, торжества и печали).

Церемониймейстеры несли гербы: сибирский, финляндский, польский, астраханский, казанский, новгородский, владмирский, киевский и московский, государственный большой герб. За ними следовали депутаты от сословий, учебных заведений, сената, Государственного совета. Первые чины двора на подушках несли императорские ордена: сначала иностранные, затем русские. Далее шли императорские регалии: мечи, скипетры, державы, короны сибирского, астраханского, казанского и других царств. Все эти знаки и символы как бы представляли величие России и высокое достоинство императора. По словам принимавшего участие в похоронах Александра II Мориса Палеолога, "вся историческая деятельность русских монархов, начиная с Владимира Святого и первых московских князей до последних Романовых, проходит таким образом, передо мной. Никогда еще не был для меня так понятен смысл наименования царей  собирателями земли русской ".

Перед траурной колесницей, запряженной восемью лошадьми в черных попонах (в случае похорон великого князя колесницу запрягали шестью лошадьми), шли хор певчих и представители высшего духовенства, а вокруг нее   шестьдесят пажей с горящими факелами . У гроба стояли четыре генерал-адъютанта.

За траурной колесницей следовали император, наследник, великие князья по старшинству положения. Императрица и великие княгини в XIX   начале XX веков ехали в каретах. За ними шли первые чины двора, дипломатический корпус. Замыкал процессию отряд конной гвардии. По пути следования процессии по обеим ее сторонам шпалерами стояли войска Петербургского гарнизона.

Маршрут следования процессии проходил по разным улицам города; в XVIII веке, если похороны были зимой,   по льду реки Невы от Зимнего дворца к крепости и в собор.

Шествие останавливалось у каждой церкви, встречавшейся на пути следования, и служилась краткая лития. При подходе процессии к крепости на флагштоке Нарышкина бастиона поднимался траурный флаг, остававшийся там до момента погребения. Вход в крепость в эти дни был только по специальным именным билетам.

Когда траурная процессия вступала на Иоанновский мост, то здесь ее встречал комендант крепости. Войска, сопровождавшие шествие, останавливались на Троицкой площади и далее расходились по казармам. В крепости же стояли части тех полков, шефом которых был император или великий князь. В XIX   начале ХХ веков отряды при приближении процессии должны были "брать на караул", а оркестр играть "Молитву".

У западных дверей собора траурный кортеж на паперти встречали члены Святейшего синода во главе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. Придворные чины снимали с гроба императорский или великокняжеский покров и вносили его в собор. Они же в XVIII   первой трети XIX веков вносили гроб и устанавливали его на катафалк. С середины XIX века это делали император и великие князья. Адъютанты снимали крышку с гроба и устанавливали ее на специально приготовленный стол. Генералы накрывали тело императорским или великокняжеским покровом. У входа в собор и на катафалке выставлялся почетный караул.



Петропавловский собор Перечень и план захоронения императоров Церемониал императорских похорон Символы власти российских государей Хроника жизни и царствования Родственники и окружение

© "Лики России", 1998.