Петропавловский собор

Перечень и план захоронения императоров

Церемониал императорских похорон

Символы власти российских государей

Хроника жизни и царствования

Родственники и окружение






@sobor.jpg (23455 bytes)
ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР
УСЫПАЛЬНИЦА ИМПЕРАТОРСКОГО ДОМА РОМАНОВЫХ

Собор во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербургской крепости, именующийся с 1858 года "Петропавловский", был построен в 1712 1733 годах по проекту архитектора Доменико Трезини.

@sobor011.jpg (38237 bytes)Центральный неф собора.
Современный вид

Освященный 29 июня 1733 года, собор является одним из интереснейших памятников архитектуры эпохи барокко. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание, над восточной частью которого высится барабан, увенчанный куполом, а над западной   колокольня с позолоченным шпилем. Последняя и поныне остается самым высоким (122,5 метра) архитектурным сооружением города.

Внутри Петропавловский собор поражает размерами церковного зала. Расписанные под разноцветный мрамор пилоны, венчающиеся золочеными капителями с херувимами, делят его на три нефа, перекрытых крестовыми сводами. В них находятся живописные плафоны с фигурами ангелов. В люнетах сводов помещены восемнадцать больших картин на новозаветные сюжеты. Семь из них были выполнены в 1726 1731 годах художниками А. Матвеевым, В. Игнатьевым и Г. Гзелем. Остальные   более поздние.

Напротив иконостаса на одном из пилонов левого ряда установлена деревянная резная кафедра с сенью над ней. У противоположного пилона   царское место, на котором во время богослужения стоял император.

@sobor012.jpg (33375 bytes)Центральная часть иконостаса.
Современный вид

Петропавловский собор занимал особое место среди храмов Санкт-Петербурга. Будучи долгое время кафедральным, он одновременно был и усыпальницей Императорского Дома Романовых.

Обычай хоронить членов правившей династии в храмах, основывавшийся на древнейшем представлении о божественном происхождении их власти, был широко распространен во всем христианском мире. В допетровской Руси таким храмом был Архангельский собор Московского Кремля. С переносом в 1712 году столицы из Москвы в Петербург его функции перешли к Петропавловскому собору. Создание усыпальницы в Петербурге должно было служить одним из многочисленных доказательств начатой Петром I новой эры русской истории.

Официальная идеология той эпохи представляла переживаемое Россией время как некий поворотный пункт, новую точку отсчета исторического пути страны. Петропавловский собор вобрал в себя характерные для той культуры черты   активную европеизацию с одновременным сохранением основ православия. Этими особенностями объясняются и многочисленные связи собора с другими памятниками отечественной и мировой истории.

@sobor013.gif (34411 bytes)Икона "Воскресение Господа Иисуса Христа"

В событиях отечественной истории он занял место Архангельского собора. По этому поводу один из первых историков собора писал: "  Архангельский собор в Москве весьма справедливо называют  Святилищем Истории Российской , как заключающий в себе останки наших Великих Князей от Калиты  до царя Иоанна Алексеевича. Это название, столь же справедливо, принадлежит собору Петропавловскому   как служащему усыпальницею Августейших Особ нашего Императорского Дома со времен основания Санкт-Петербурга ". В событиях мировой   Петр I, превратив Петропавловский собор в усыпальницу, как бы продолжил традицию первого христианского императора Константина, построившего в IV веке в новой столице своей империи Константинополе церковь Святых Апостолов с намерением превратить ее в свой мавзолей и усыпальницу всей династии. В VI веке король франков Хлодвиг на левом берегу Сены построил базилику Апостолов Петра и Павла, также ставшую его усыпальницей.

На протяжении двух столетий под сводами собора были похоронены почти все российские императоры от Петра I до Александра III (исключение составили лишь императоры Петр II и Иоанн VI Антонович) и многие члены императорской фамилии.

Первой в церкви Апостолов Петра и Павла была похоронена полуторагодовалая дочь Петра I Екатерина, скончавшаяся в 1708 году. (Впоследствии деревянную церковь, построенную в 1703 1704 годах, разобрали в связи с начавшимся в 1712 году строительством на этом месте каменного храма.)

@sobor022.jpg (24033 bytes)Царское место.
Современный вид

К моменту смерти Петра I собор еще не был достроен. Поэтому внутри него, по проекту Доменико Трезини, была сделана временная деревянная церковь. Туда 10 марта 1725 года, с подобающей пышной церемонией, перенесли тела Петра I и его дочери Натальи, скончавшейся 4 марта. Оба гроба были установлены на катафалке под балдахином, обитом золотой тканью. В 1727 году там же поставили и гроб с телом его жены, императрицы Екатерины I. В мае 1731 года императрица Анна Иоанновна повелела предать земле прах Петра I и его супруги. Погребение, по словам "Ведомостей" того времени, "происходило с особенно учрежденной церемонией 29 мая в субботу, в одиннадцатом часу утра. При этом присутствовали господа от генералитета и адмиралтейства и многие коллежские чины. Во время поставления гробов в преуготовленное нарочно к тому Императорское кладбище, с крепости произведен пятьдесят один выстрел". Точная дата предания земле праха его дочери неизвестна.

После пожара 1756 года, в результате которого сгорели деревянный купол и шпиль собора и пострадало его внутреннее убранство, возникла идея превращения собора в своеобразный мавзолей Петра Великого. В объявленном конкурсе победу одержал проект, представленный академиком М. В. Ломоносовым. Он предложил установить гробницы Петра I и Екатерины I на возвышенном пьедестале с серебряным обрамлением. На самостоятельных пьедесталах проектом предусматривались скульптурные портреты Петра и Екатерины. Стены собора и его купол должны были украсить семнадцать мозаичных картин, отражающих наиболее яркие эпизоды их деятельности. На северной и южной стенах предполагалось установить два мозаичных панно   "Полтавская баталия" и "Азовское взятие". Однако проект этот, по ряду причин, осуществить не удалось.

@sobor026.jpg (25907 bytes)Могила Петра I.
Современный вид

В процессе проведения ремонтных работ, вызванных пожаром, был построен и в 1779 году освящен придел во имя святой великомученицы Екатерины.

В течение XVIII   первой трети XIX веков Петропавловский собор был местом захоронения, как правило, коронованных особ. Остальных членов императорской семьи хоронили в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры и других местах. С 1831 года, по повелению Николая I, в соборе стали хоронить также великих князей, княгинь и княжон.

В первой половине XVIII века над местами захоронений ставили надгробия, сделанные из белого алебастрового камня. В 70-е годы, когда собор реставрировался и перестраивался, их заменили на новые, сделанные из серого карельского мрамора. Надгробия покрывались золотой парчой, обложенной горностаем, и имели по верху нашитые гербы. В обычные дни на них клались чехлы из темно-зеленого или черного сукна, обложенные сверху и снизу золотым позументом и имеющие вензелевое изображение имени покоящегося. В 40 50-е годы XIX века появляются первые надгробия, сделанные из белого итальянского (каррарского) мрамора.

В марте 1865 года Александр II, посетив собор, обратил внимание на неприглядный вид покровов на надгробиях. Сохранность самих надгробий также оказалась плохой. Поэтому вскоре он повелел, чтобы все надгробия, "кои пришли в ветхость или сделаны не из мрамора, сделать из белого, по образцу последне исполненных". По проекту архитектора А. А. Пуаро были сделаны пятнадцать надгробий из белого итальянского мрамора. Их установили на могилах Петра I, Екатерины I, Анны Петровны, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II, Павла I, Марии Федоровны, Александра I, Елизаветы Алексеевны, Константина Павловича, Александры Максимилиановны, Александры Михайловны и Анны Михайловны. Очищены и вновь отполированы были надгробия великого князя Михаила Павловича и великих княгинь Александры Николаевны и Марии Михайловны.

Надгробия имеют форму четырехугольной призмы, на верхней крышке которой лежит большой бронзовый крест, вызолоченный червонным золотом. В головах, на боковой стенке, прикреплены бронзовые доски с обозначением имени погребенного, титула, даты и места рождения и смерти, даты погребения. На надгробиях императоров и императриц, помимо креста, по углам помещены еще четыре бронзовых герба Российской империи. На доске писалась также и дата вступления на престол. Тексты надписей на бронзовых досках были составлены русским историком Н. Г. Устряловым. После установления надгробий в 1867 году последовал указ об отмене всех покровов на них.

Во время установки новых надгробий было решено укрепить на стенах девять бронзовых досок вблизи тех могил, над которыми надгробий не было. Это могилы пяти малолетних детей Петра I, его сына царевича Алексея, сестры Марии Алексеевны, невестки Шарлотты-Христины и царицы Марфы Матвеевны.

В 1887 году Александр III повелел заменить беломраморные надгробия на могилах своих родителей   Александра II и Марии Александровны   на более богатые и нарядные. Для этого были использованы монолиты зеленой алтайской яшмы (для Александра II) и розового уральского родонита, орлеца (для Марии Александровны). Изготовление надгробий (по эскизам архитектора А. Л. Гуна) шло на Петергофской гранильной фабрике в течение восемнадцати лет. Установлены в соборе они были в феврале 1906 года.

К концу XIX века в Петропавловском соборе было сорок шесть захоронений и практически уже не оставалось места для новых погребений. Поэтому в 1896 году рядом с собором было начато строительство Великокняжеской Усыпальницы, официально именовавшейся Усыпальницей членов императорской фамилии, или Новой Усыпальницей, при Петропавловском соборе. Строилась она с 1896 по 1908 год по проекту архитектора Д. И. Гримма при участии А. О. Томишко и Л. Н. Бенуа. 5 ноября 1908 года только что построенное здание Усыпальницы было освящено. Вначале освятили престол в алтаре в честь святого князя Александра Невского, считавшегося покровителем Петербурга, а затем и само здание. Через три дня после этой церемонии состоялось первое захоронение   у южной алтарной части был погребен сын Александра II, великий князь Алексей Александрович.

В 1909 1912 годах в Усыпальницу из собора был перенесен прах нескольких членов царской семьи. При этом перезахоронение занимало несколько дней, так как склепы в Усыпальнице были меньше переносимых из собора ковчегов. В 1916 году здесь насчитывалось тринадцать захоронений, восемь из которых были перенесены из Петропавловского собора. В отличие от собора, в Усыпальнице не было надгробий. Могила закрывалась вровень с полом беломраморной плитой, на которой были выбиты титул, имя, места и даты рождения и смерти, дата погребения.

В 1859 году Петропавловский собор из ведения епархии был передан в Придворную строительную контору Министерства императорского двора, а в 1883 году его вместе с причтом причислили к Придворному духовному ведомству.

Особое положение Петропавловского собора вносило существенные коррективы в его церковную деятельность. Здесь никогда не совершались такие христианские таинства, как крещение и венчание. Обряд отпевания совершался только над усопшими членами императорской фамилии, и лишь в отдельных случаях делались исключения для комендантов крепости, которых хоронили на Комендантском кладбище у соборной стены.

К 1917 году в Петропавловском соборе на стенах, колоннах и у могил находилось более тысячи венков. Например, у могилы Александра III их было 674. Практически на каждой могиле и около нее стояли иконы и лампады. На надгробиях Петра I, Александра I, Николая I и Александра II лежали золотые, серебряные и бронзовые медали, выбитые по случаю различных юбилейных дат.

В сентябре   октябре 1917 года по распоряжению Временного правительства все иконы и лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных соборных ценностей, к сожалению, пока не известна.

14 мая 1919 года по распоряжению коменданта Петропавловской крепости собор и Усыпальница были закрыты и опечатаны. 21 апреля 1922 года было произведено изъятие остатков церковных ценностей для помощи голодающим. Оно происходило в присутствии коменданта крепости, ктитора собора, представителя Главмузея и заведующего имуществом собора.

В 1939 году вскрывалась могила великой княгини Александры Георгиевны, супруги великого князя Павла Александровича (он был расстрелян в 1919 году). Она была урожденной принцессой Греческой, и ее прах, по просьбе греческого правительства, был передан на родину.

В 1927 году собор перешел в ведение Музею революции, а в 1954 году   Государственному музею истории Ленинграда (Санкт-Петербурга).

Судьба Великокняжеской Усыпальницы сложилась иначе. В декабре 1926 года комиссия, обследовавшая здание, пришла к выводу, что "все бронзовые украшения, а также решетки алтарной части, как не представляющие исторической и художественной ценности, подлежат переплавке". Украшения были сняты, и дальнейшая судьба их неизвестна. После Великой Отечественной войны в здании некоторое время располагался склад бумажной фабрики.

В 1954 году Усыпальница была передана Музею истории Ленинграда. В 1960-е годы, после проведения ремонтно-реставрационных работ, в здании Усыпальницы открылась экспозиция "История строительства Петропавловской крепости". Ее демонтировали в мае 1992 года в связи с захоронением правнука Александра II, великого князя Владимира Кирилловича и началом реставрационных работ. После их завершения зданию будет возвращен его первоначальный облик.



Петропавловский собор Перечень и план захоронения императоров Церемониал императорских похорон Символы власти российских государей Хроника жизни и царствования Родственники и окружение

© "Лики России", 1998.